Журнал для директоров клиник

Секреты успеха клиники

Как не допустить роста затрат клиники на подорожавшее оборудование и расходные материалы?

Ярослав Ашихмин
24 августа 2017 г.
Как не допустить роста затрат клиники на подорожавшее оборудование и расходные материалы?
Импортное оборудование и расходные материалы из-за роста курса валют резко подорожали, что делать директору клиники? Как правильно организовать закупки и по возможности не допустить роста затрат?

Вы читаете третью часть статьи по антикризисному управлению клиникой “Финансовая буря усиливается: что делать руководителю частной клиники?” Первая часть статьи доступна по этой ссылке. Вторая часть тут.

Оптимизация затрат на оборудование и расходные материалы

Стратегия «со следующего месяца закупаем самый дешевый расходник и никакого нового оборудования!» – не всегда самая верная.

Если главная медицинская сестра воспримет такой призыв как прямое руководство к действию, в кабинетах могут появиться не только неэффективные, но и крайне небезопасные девайсы, использование которых сопряжено не только с юридическими рисками, но и с возможным причинением вреда здоровью медикам и пациентам. В некоторых клиниках и сейчас можно наблюдать флаконы с ваткой, из которых использованные острые предметы торчат как иглы дикобраза, и различные стеклянные приборы для проведения анализов, место которым в музее истории медицины.

Ашихмин антикризис 3 иллюстрация 1

Итак, помните, нельзя «проседать» там, где речь идет о безопасности пациента и персонала. Поговорите с главной медицинской сестрой – она поможет провести аудит расходных материалов и всегда сможет провести грань – где вы доплачиваете за комфорт, а где – за безопасность.

В тяжелых условиях можно начать закупать расходные материалы различных категорий, ввести новые позиции в прайсе. Например, во многих стоматологиях пациентам, обслуживающимся по каналу ДМС «по умолчанию» устанавливают пломбы из более дешевого материала, при этом при желании возможно «доплатить» за более качественный.

В некоторых клиниках довольно остро стоит проблема «перерасхода», выявить и решить ее помогают инструменты контроля расходного материала (технические карты и т.п.), зашитые в качественную МИС.

Понять, насколько необходимо приобретение нового оборудования поможет простейший экономический анализ его использования. Для упрощения процесса можно предлагать инициирующим его закупку докторам привести обоснование целесообразности, которое нужно сопроводить таблицей с планируемыми показателями использования оборудования (пример показан ниже).

Ашихмин антикризис 3 иллюстрация 2

Доктора обычно с большим трудом дают прогнозы по загрузке, которые так вам важны, помочь сделать прогноз сильно помогает графа «минимальное число манипуляций», к заполнению которой врачам нужно подойти с холодной головой.

На практике

Аудит уже имеющегося в клинике оборудования порой выявляет очень странные для руководителя клиники факты.

Например, врачи просят приобрести третий аппарат УЗИ при загрузке существующих двух не более 60 % (альтернатива: предложить докупить нужные датчики; ввести расписание аппарата в МИС, что позволит бронировать его нескольким врачам; подключить медицинскую сестру, которая будет перекатывать один из аппаратов из кабинета в кабинет, etc.).

ЛОРы работают без эндоскопов и «любимого» аппарата для промывания миндалин, пусть с сомнительной клинической эффективностью, но очень высокой экономической и психологической («отчаялись просить купить, да, на промывания пациенты ходят в другую клинику»).

В клинике нет простейших экспресс-тестов (тестов на возбудителей инфекций ЛОР-органов, для определения беременности, глюкометра и проч.), которые не просто «окупаются» и помогают установить точный диагноз, но позволяют зайти на новый виток диагностики – и всегда в интересах пациента.

Не удивляйтесь тому, «как вообще доктора умудрялись работать без …» и не ждите от обычных врачей инициативы, к сожалению, они не всегда знают про возможности имеющегося или нового оборудования, а если и знают – могут просто бояться спросить.

А вот мастерство главного врача и главной медицинской сестры во многом состоят в том, чтобы понять, где есть точки роста, как оптимально использовать оборудование, где согласиться на требования врачей о приобретении нового устройства, а где – попросить потерпеть и использовать уже закупленное.

В следующей части мы рассказываем про подбор и оптимизацию персонала, привлечение и закрепление пациентов.

Подписка на рассылку

Получайте первым информацию о новых публикациях на почту