Журнал для директоров клиник

Секреты успеха клиники

«Частная медицина — совершенно внесистемное явление», — Артем Гапеев

Артем Гапеев
10 июля 2017 г.

Расскажите о себе, как оказались в мире медицины?

В медицинском бизнесе я с 1995 года. Работал в группе компаний Медстар, позднее в компании Дентал Менеджмент Групп. Это была, пожалуй, первая в России консалтинговая компания, которая занималась финансовым, инвестиционным и технологическим инжинирингом в отрасли. Потом у меня был некоторый перерыв с медициной, четыре года я возглавлял большую аудиторскую компанию. В 2007 году пришел работать в компанию 36.6, которая тогда владела Европейским медицинским центром (EMC), и через несколько месяцев стал директором в ЕМС. Там я проработал семь с половиной лет. Это был очень интересный и важный период в моей жизни. Компания за это время из небольшой клиники стала серьезным госпиталем с большими клиническими и инвестиционными перспективами. В 2014 году я ушел из ЕМС, и примерно тогда же познакомился с Абаем Закарьяновым и Максимом Савельевым, которые начинали проект медицинского центра в Ильинском. В тот момент у них было больше вопросов, чем ответов. Так что я попал из огня да в полымя.

Как появилась идея открытия Ильинской больницы? В чем ее концепция?

Ильинская Больница – это, как говорят инвестиционные банкиры, green field, т.е. проект «с нуля». В моей практике это первый случай, когда здание не приспосабливается под медицину, а строится для нее.

Общая идея очень простая: мы строим региональный амбулаторно-госпитальный центр. В определенном смысле это противоречит существующей этапной системе оказания медицинской помощи, которая в России так и существует с советских времен. Центр объединяет все этапы.

Мы будем заниматься семейной медициной, развивать патронажную службу и подразделение экстренной помощи с возможностью безотлагательных диагностических и оперативных мероприятий. В состав центра входит большой стационар на 77 коек, универсальный операционный блок, обеспечивающий любые виды хирургических вмешательств, мощный блок интенсивной терапии, все виды инструментальной и лабораторной диагностики. Очень важно объединить в единой клинической, экономической и организационной конструкции два ключевых этапа в медицинской работе: primary health care и professional service (первичная медицинская помощь и профессиональный сервис - прим.ред.). В нынешней обстановке, по сути, мы создаем альтернативную систему организации медицинской помощи, пусть и очень миниатюрную. В этом и есть наша главная идея. Надеюсь, это станет и нашим конкурентным преимуществом.

__Вы сейчас близко к финальной стадии открытия. Можете рассказать по шагам - что нужно сделать, чтобы открыть свое медучреждение «правильно»? __

Это большой и сложный вопрос.

Частная медицина в России сегодня внесистемное явление, т.е. рынок, существующий параллельно с рынком государственной медицины. Все декларации о частных больницах, которые работают в ОМС – не более чем декларации или политика. Медицина – это долгие деньги и сложная отрасль. По этой причине долговой рынок для нас практически закрыт. Рынок же прямых инвестиций пока смотрит на отрасль с большим интересом, но и с большим скепсисом. Экспертизы практически нет, так как большие инвестиционные проекты можно пересчитать по пальцам.

Я думаю, что время создания «цирюлен», время, когда главным достоинством лечебного учреждения являлось наличие МРТ или любой другой железки с кнопками, проходит. Лечебное учреждение – это место взаимодействия двух субъектов медицины: врача и пациента. Все остальное – пособие. Инвесторам и менеджменту в нашей стране следует понять, что точкой капитализации в медицине является компетенция и ничто иное. Таким образом, первый вопрос на который отвечает инвестор или инициатор проекта в медицине, это вопрос о компетенциях или, проще говоря, кого и от чего мы собираемся лечить. Ответ на этот вопрос является основой для всех дальнейших построений.

Читать: Прогнозы по развитию частного здравоохранения России

Как формировалась клиническая структура больницы?

Клиническая структура больницы – отражение тех задач, которые мы решаем в части медицинских компетенций. Если мы понимаем, что основа первичный помощи – это врач общей практики, мы строим центр семейной медицины, объединяющий взрослую и детскую практику, обеспечивающий все практики в рамках патронажной помощи, обеспечивающий постоянную взаимосвязь со всеми специалистами и службами госпиталя. Если мы строим клинику урологии, например, мы понимаем, что наша компетенция реализуется через мультигрупповую структуру, отвечающую на все вопросы в области онкоурологии, мочекаменной болезни, реконструктивной хирургии малого таза, женской урологии и т.д., т.п. Если мы строим breast center, в нем планируются все элементы оказания медицинской помощи при раке молочной железы: диагностический, хирургический, химиотерапевтический, радиотерапевтический, есть единый логистический процесс с этапами амбулаторного, стационарного, восстановительного лечения. Примерно то же мы можем сказать о любой медицинской специальности. Таким образом, мы проектируем амбулаторные, стационарные и вспомогательные службы больницы, обеспечивая полный протокол в рамках отдельных компетенций и/или нозологий.

Можете подробнее рассказать про медицинский отель? Пока такое подразделение в российских клиниках встречается нечасто.

Медицинский отель в Ильинской больнице – это, на самом деле, отделение стационара для пациентов, которые приезжают (или переводятся из палатных отделений) для прохождения курсов реабилитации. Такие пациенты не нуждаются в госпитальной палате, но нуждаются в постоянном уходе и/или наблюдении. Это главная функция отеля. Кроме того, мы можем пригласить пациентов, проходящих суточные check up, провести ночь у нас в больнице, это иногда бывает очень удобно.

В следующей части Артем Гапеев расскажет о проблемах современного российского здравоохранения и решении управленческих задач в Ильинской больнице.

В социальных сетях