Журнал для директоров клиник

Секреты успеха клиники

Павел Бранд: «Не стоит учить плохих докторов хорошо общаться: это может плохо закончиться»

Павел Бранд
14 декабря 2017 г.
Павел Бранд, главный врач и медицинский директор сети медицинских центров «Клиника Семейная», врач-невролог, к.м.н., подвел итоги года и оценил перспективы корпоративного медицинского образования.

Каким был 2017 год для ваших клиник?

Мы активно развивались: открывали филиалы, нанимали новых людей, помогали специалистам повышать квалификацию. Уже несколько лет мы наблюдаем стабильный рост выручки – около 15% в год – и не считаем это пределом. Сейчас мы обсуждаем дополнительные инвестиции в маркетинг и PR, а также развитие собственных образовательных программ, в том числе открытие корпоративного университета. Кроме того, со следующего года мы начинаем работать с ВМП по программе ОМС – и видим в этом дополнительную точку роста.

Иными словами, жаловаться не на что: все хорошо, развитие есть, деньги есть, идет подготовка к следующему году – к открытию новых клиник, набору новых врачей. Считаю, что вышесказанное относится не только к нашей сети, но и к отрасли в целом.

Каким был 2017 год для частного здравоохранения?

Для частного здравоохранения год был очень интересным. Во-первых, стали появляться отраслевые мероприятия, интересные небольшим клиникам. Во-вторых, активно развивается Ассоциация частных клиник города Москвы и Центрального федерального округа. Расширился ее состав, открылись новые клиники, был заключен договор с Высшей медицинской школой на обучение врачей Ассоциации по программе последипломного образования. Совсем недавно прошла конференция, на которой ключевые эксперты отрасли подвели итоги года и обсудили классические для отрасли темы медицинского образования и медицинского менеджмента.

Кроме того, даже в сухих цифрах, отрасль развивается и имеет большие перспективы. Государственное здравоохранение становится все менее доступным, и люди охотно обращаются в частные учреждения. Мы видим, что открываются не просто новые клиники, а целые сети: «РИЦА» планирует запуск, «МЕДСИ» покупает сеть в Перми, «АВА-Петер» консолидировалась в «Северсталь». Идут инвестиционные маневры, и в 18-м году они будут еще зрелищнее.

Как развивается частное здравоохранение в условиях снижения платежеспособного спроса?

Действительно, многие эксперты отмечают падение платежеспособного спроса – и в целом по индустрии это может быть и так. Однако, мы не видим причин для беспокойства. В топ-сегменте спрос по определению невысокий, но зато стабильный. Люди, пользующиеся дорогими медицинскими услугами, вряд ли станут отказываться от них в первую очередь. Как пользовались – так и будут пользоваться. Наша же задача – обеспечить высокое качество услуг и грамотное управление.

С другой стороны, рынок всегда оглядывается на лидеров, а они чувствуют себя уверенно. «МЕДСИ» открывает корпоративную академию, а «ИНВИТРО» - тысячную клинику в России. Если у них все позитивно, то и остальные подтянутся.

Корпоративное образование – это тренд 2017 года?

Да, можно и так сказать. Я давно интересуюсь медицинским образованием. Когда-то, еще ординатором, я спросил одного очень известного специалиста, владельца собственного медицинского центра: «Вы обучаете своих врачей, тратите время – не боитесь, что они выучатся и уйдут?» Ответ меня удивил: «Я гораздо больше боюсь, что они не выучатся и останутся». Еще 10 лет назад, когда частная медицина толком не стояла на ногах, он уже занимался негосударственным последипломным образованием.

Я часто говорю об этом на круглых столах и конференциях: отечественное медицинское образование, к сожалению, не поспевает за мировой практикой. И если с его последипломной составляющей мы можем работать, то вот дипломная, скорее всего, так и останется недоступной для нас. Именно поэтому корпоративные университеты – это не просто модный тренд, это – насущная необходимость.

Любая крупная компания рано или поздно приходит к необходимости обучать сотрудников, медицинские сети не являются исключением.

Медси, Фэнтази, Инвитро, наша сеть (Семейная и Дента-Эль) – лишь неполный список тех, кто будет экспериментировать с корпоративным образованием. Мы планируем включить в программу около 500 врачей.

У такого подхода есть неочевидные плюсы. Один из них – возможность грамотно продвигать доказательную медицину. На официальном уровне эта концепция не принята и не может являться частью дипломного образования. Однако, внутри частной организации и для корпоративных нужд – почему бы и нет.

img 6525 e Фотоматериалы предоставлены сетью медицинских центров Семейная

Почему доказательная медицина до сих пор не прижилась в России?

Есть один важный нюанс: если что-то слишком предприимчиво продвигать, то повышается вероятность сопротивления. Само понятие укладывается в головах отечественных докторов не так хорошо, как хотелось бы. Кто-то путает клинические испытания с доказательной медициной, что не всегда одно и то же, кто-то плохо работает с рекомендациями и стандартами – а ведь речь идет о жизнях пациентов. Критически важен правильный подбор не только основополагающих принципов, но и тех, кто преподает материал.

Как найти лектора для корпоративного обучения?

В корпоративном обучении, лектор – это более опытный врач, от которого требуется передать опыт коллегам. Мало того, что опытного врача найти трудно, так еще и коммуникационными навыками из них владеют далеко не все. Вот и получается, что человек может быть «великим и ужасным», а доходчиво объяснить свою тематику не в состоянии.

Надеюсь, что когда-нибудь, в рамках какой-нибудь конференции частных университетов и академий, профессиональное сообщество соберется и выработает сами стандарты преподавания: как это делать, кому, в каких временных рамках.

Позитивная динамика уже есть. Например, Ассоциация частных клиник города Москвы и Центрального федерального округа, в отличие от разрозненных корпоративных университетов, обучает специалистов сразу для нескольких сетей и крупных медицинских центров. То есть, в разных клиниках будут работать врачи, обучавшиеся у одних и тех же лекторов и преподавателей, мыслящие в единой парадигме.

Стоит ли целенаправленно обучать докторов преподавательской деятельности?

Об этом я тоже постоянно говорю на круглых столах и семинарах. Я сам преподаю медицинское общение, знаю как это модно, современно и, будем честны, зачастую необходимо. Тем не менее, считаю, что первично не общение, а медицина. Не стоит учить плохих докторов хорошо общаться: это может плохо закончится.

Хорошие врачи - это редкость, коммуникабельные врачи - еще большая редкость. Конечно, если есть возможность целенаправленно «вырастить» одновременно хорошего и коммуникабельного врача, обязательно нужно попытаться. Вот только делать это надо взвешенно и осторожно – ни в коем случае не в ущерб врачебной практике.

Как вы оцениваете развитие отечественной медицины за 2017 год?

Мы неизбежно движемся навстречу лучшим мировым практикам: прогресс нельзя остановить. Более того, в некоторых областях, например стоматологии, мы могли бы задавать тренды. Однако, движемся мы не так быстро, как могли бы. Дело даже не в том, что отечественный рынок сильно зарегулирован, а в том, что мировая медицина, особенно западная, регулирует себя самостоятельно, опираясь на профессиональные сообщества.

Если вы посмотрите, чем занимается американский минздрав, то сильно удивитесь: там нет ни одной функции, соразмерной функциям российского минздрава. Вместо этого глобальные задачи: контроль эпидемий, контроль над инфекциями, особенно управляемыми, жизнь матери и ребенка. А вот качеством врачей и врачебным образованием занимаются профессиональные сообщества. Та же ситуация и с европейскими минздравами.

Надеюсь, что в отдаленном будущем наши корпоративные университеты послужат хорошим фундаментом для создания уже российских профессиональных сообществ. Это даст нам и более качественное образование, и более качественную медицину.
Подписка на рассылку

Получайте первым информацию о новых публикациях на почту