Журнал для директоров клиник

Секреты успеха клиники

«Три проблемы медицинского менеджмента – планирование, финансы и самоуверенность»

Александр Богуш
30 июня 2018 г.
«Три проблемы медицинского менеджмента – планирование, финансы и самоуверенность»
Александр Богуш, генеральный директор компании «Медстройпроект», рассказал о «болях» клиник – уязвимых местах управления и кадровой стратегии, – и о том, какими будут медицинские команды будущего.

Какие проблемы существуют в региональных медцентрах?

Прежде всего, недозагрузка мощностей. Отсутствие финансового планирования. Проблема осознания того, что есть такие проблемы.

Зачастую всё работает интуитивно, ситуативно и нет понимания, куда движется клиника, чего хочет. Кадровая проблема, и не только локальная – она имеет всероссийский масштаб.

Персонала мало, и он подвержен миграции. Часть сотрудников остаются в госсекторе, являясь совместителями, и, следовательно, не до конца разделяют культуру клиники.

В идеале каждая клиника должна иметь собственную концепцию. Это тоже одна из проблем – отсутствие индивидуальной корпоративной культуры.

Совместители – спорный элемент в современном здравоохранении. Потому что сегодня здесь, завтра там. Это снижает возможность соблюдения определенного стандарта в клинике. Стандарты и их исполнение – тоже одна из проблем. В одной клинике исследование выполняется столько времени, в другом – столько, и все это на усмотрение руководства. Это финансовый вопрос.

Финансирование клиник сложное. Современное оборудование стоит недешево, срок окупаемости у серьезного оборудования немалый. Финансы, кадры и позиционирование – три уровня проблем частного здравоохранения.

Можете обозначить три ключевых проблемы медицинского менеджмента, с которыми вы работаете?

Я думаю, первая проблема – это отсутствие горизонтов планирования. Очень многие живут сегодняшним днем, и это мешает развитию. Второе – дефицит финансирования. Если бы было больше удобных финансовых инструментов, было бы легче. Третье – это, наверное, самоуверенность. Многие считают, что все знают и не готовы обучаться новому.

За какой медициной будущее – государственной или частной?

У государственного здравоохранения однозначно останутся свои сегменты, которые никуда не денутся. Это будет высокотехнологичная помощь – сосудистая хирургия, нейрохирургия и так далее. Какой-то ее объем заберут частники, но безусловно, чем сложнее клинический случай, тем выше будет степень государственного участия. А всё, что касается амбулаторной помощи, поликлинического звена, думаю, в значительной степени перейдет в частный сектор. Потому что там, где есть сервис, государству сложно конкурировать с частной медициной. Сервис – это то, что будет выбирать пациент.

медстрой2

Как выбрать клинику для покупки?

Если речь идет о действующей клинике, нужно смотреть финансовую отчетность. Изучить позиционирование – чем клиника отличется от других, – провести анализ действующих игроков рынка, оценить ситуацию с врачебным персоналом. Кадры – зыбкая почва. Вы можете купить клинику, а завтра врачи уйдут в другую, и вы останетесь ни с чем. Вникнуть в концепцию работы клиники. Смотреть, есть ли полноценное поликлиническое звено, работа с ДМС, может быть, даже с ОМС – это большие возможности для финансовой устойчивости клиники. Финансовые показатели и взаимоотношения между врачебным персоналом. Итого – концепция, финансовые показатели и состояние кадровой службы – ключевые метрики для анализа.

Как найти инвестора в медицинском бизнесе? Говорят, это проблема в связи с его низкой рентабельностью.

Вопрос низкой рентабельности в частном здравоохранении – риторический. Есть определенный срок окупаемости клиники. И после того, как она окупается, она выходит на вполне неплохие показатели рентабельности. Просто многие не готовы ждать несколько лет. Для России это типичная ситуация: люди не готовы ждать 3-5 лет, чтобы получить хорошие деньги.

Инвесторы в любом случае находятся, рынок частного здравоохранения ежегодно растет. По данным РБК, это 8% в год – одна из немногих отраслей, наряду с сельским хозяйством, которая имеет положительную динамику независимо ни от чего. Кто-то все время появляется на рынке. И мы видим, что рынок, помимо непосредственно роста, имеет тенденцию к большому количеству игроков. Такие крупнейшие игроки, как МЕДСИ, «Мать и дитя», имеют большую долю рынка, но одновременно непрерывно приходят новые игроки. Зачастую они приходят из государственного здравоохранения – то есть государственные управленцы переходят частично либо полностью в частное. Либо люди приходят из других сфер, вкладывают деньги, открывают клиники.

Как найти инвесторов – тоже риторический вопрос. Здесь не изобрести велосипеда: нужно иметь качественный бизнес-план, продуманную концепцию, понимание того, почему клиника важна региону, почему она будет востребована и понимание того, как всё это реализовать и с чьей помощью.

Подготовка финансовых бизнес-планов – непаханое поле в современном здравоохранении. Здесь на первый план вновь выходит интуиция. Я не раз видел, как вкладываются средства при открытии, затем происходит нештатная ситуация, восприятие инвесторов и реальность оказываются на разных уровнях, стабильное финансирование клиники прекращается, и она оказывается в какой-то полупозиции. То есть она существует, но не получает необходимого уровня инвестиций, которые нужны для дальнейшего развития.

Можете дать прогноз на ближайшие 5-10 лет по развитию частного здравоохранения?

Позиции частного здравоохранения будут укрепляться. Сейчас среди крупных игроков уже происходят активные действия по слиянию и поглощению. Для крупных сетей это единственный выход в силу нехватки кадров: они не в состоянии воспроизводить должный уровень кадров в каждом отдельном регионе – это не будет окупаться. Конкуренция будет ужесточаться. Я думаю, что продолжится укрупнение и одновременно разделение клиник по узким специализациям.

Вы говорите, что ваша цель – сделать медицину лучше. Чему вы хотите научить клиники?

Лично я пока не являюсь обучающим в медицинском менеджменте, но есть ряд компетентных людей, которые пытаются изменить уровень знаний других. Например, Фонд профилактики рака, с которым мы плотно сотрудничаем. Есть технологии, есть носители этих технологий, которые действительно стараются развивать знание и осведомлённость. Тот же проект Высшей школы онкологии – считаю, что это одно из немногих решений, как конкретно изменить ситуацию с обучением в здравоохранении. Задача нашей компании – помогать этим проектам, причем в абсолютно некоммерческой форме. Увеличивать внимание врачей, их увлеченность. Как компания, занимающаяся поставками, мы стараемся проводить обучающие мероприятия, вовлекать ведущих специалистов из регионов, проводить различные мастер-классы. Есть много идей для собственников здравоохранения, чтобы всё становилось только лучше. Чем больше знания будет передано, тем высококласснее будут профессионалы.

Как вы работаете со знанием? У вас есть команда экспертов?

Всё происходит на мероприятиях с привлечением наших партнеров. Мы исполняем функцию агрегатора инициативы. Наша задача – привлечь желающих это сделать. Влиться в медицинское сообщество региона. Мы стараемся находить специалистов, которые смогут принять участие в этих событиях.

Вы упомянули Фонд профилактики рака. Как именно вы помогаете проекту?

И финансово, и информационно. Стараемся принять участие в акциях, которые они проводят, информационно продвигать их. Высшая школа онкологии – очень важный проект, его необходимо поддерживать каждому, кто находится в медицинском бизнесе. Я думаю, что со временем появится много высших школ – в гинекологии, в терапии, – где будут собираться лучшие из лучших. В школах будет формироваться новое поколение специалистов.

Читайте также:

Александр Богуш: «Медицина продолжит видеть растущие требования к уровню знаний маркетинга»

Получите доступ к Medesk

Отправьте заявку, и наш менеджер свяжется с вами. Он ответит на все вопросы и поможет выбрать оптимальный тарифный план.

Подписка на рассылку

Получайте первым информацию о новых публикациях на почту